Как оформить право собственности на недвижимость? Часть 1

18.11.2015. Как оформить право собственности на недвижимость? Часть 1

Статья из раздела Частые вопросы.

Своя, квартира, свой дом, свое жилье - не это ли мечта каждого человека? Но подчас, на осуществление мечты остается буквально один шаг - это оформление прав на недвижимость, и этот шаг сделать бывает ой как сложно… И жить “на птичьих правах” совсем не хочется.

Так что же нужно сделать, чтоб оформить право собственности на жилье? Разберем все нюансы и аспекты различных сделок с недвижимостью, которые  “условно” осуществлялись без  оплаты стоимости жилья как таковой и стали Вашей.

Это сделки с бесплатной приватизацией жилья, при оформлении дарственной или наследства, при разделе общего имущества между супругами.

Бесплатная приватизация жилья.

Воспользоваться бесплатным правом приватизации жилья можно до 1 марта 2016 года. Будет ли данный срок продлен - еще не известно.

Для того чтобы приватизировать квартиру необходимо будет собрать внушительный пакет документов. Да и проделать кое-какую предварительную работу (собрать нотариально заверенные согласия или отказы на приватизацию всех прописанных в квартире жильцов, при необходимости оформить нотариальные доверенности на сбор документов).

Также учтите, тот факт, что несовершеннолетние дети, прописанные в квартире могут также претендовать на право собственности.

Какие же документы необходимо будет предоставить?

Личные:

  • документы удостоверяющие личность (паспорта, свидетельства о рождении, смерти, свидетельства о браке, всех тех, кто участвовал в договоре социального найма);

  • справка о том, что ранее не использовалось право на приватизацию (данную справку можно заказать в БТИ);

  • выписка из ЕГРП формы № 3 на каждого участника приватизации

  • нотариально заверенные отказы от участия в приватизации всех тех, кто там прописан, но не желает быть собственником.

Дополнительные документы на детей:

Если в квартире проживают или какое-то время проживали несовершеннолетние, то от Вас потребуются также и другие документы

  • разрешения органов опеки для участия в приватизации от обоих родителей (если дети были прописаны, а позже выписаны);

  • распоряжение о назначении опекуна (если ребенок участвующий в приватизации находится под опекой);

  • выписки из домовой книги с прежнего и нового мест проживания.

Документы на квартиру:

  • ордер или договор социального найма;

  • выписка из домовой книги о людях, прописанных в квартире;

  • кадастровый и технический паспорта (если их нет, то необходимо обратиться с запросом в БТИ);

  • вписка из ЕГРП (можно взять в Росреестре) о зарегистрированных на жилье правах (здесь Вам придется заплатить госпошлину в размере 220 рублей);

  • справка об отсутствии задолженностей или  лицевой счет на квартиру(учтите, что все задолженности необходимо будет погасить).

Кроме того, некоторые из служб могут запросить и другие документы. Прежде чем отнести весь пакет документов в соответствующие службы, сделайте несколько копий документов (учитывайте, что, как правило, каждая инстанция забирает себе по одному экземпляру).

Данный пакет документов нужно предоставить в жилищный департамент по месту нахождения квартиры (в разных городах этот отдел может называться и по другому). Данная инстанция будет решать судьбу приватизации. При положительном решении Вам выдадут договор о приватизации.

После того, как Вы получите договор о приватизации, нужно предоставить данный документ  и квитанцию об оплате госпошлины в Росреестр для дальнейшей регистрации прав собственности.

Регистрация права собственности  на жилье при дарении.

Договора дарения, заключенные после 1 марта 2013 года, регистрировать не нужно. Однако, это не отменяет обязанности регистрации перехода права собственности. Регистрацию права в данном случае осуществляет Федеральная регистрационная служба кадастра и картографии (территориальное отделение Росреестра по месту нахождения недвижимости).

Какие документы необходимо подготовить для регистрации договора и(или) перехода права собственности?

  • Прежде всего, это договор дарения в трех экземплярах и заявление о государственной регистрации.

  • При необходимости предоставьте нотариально заверенную доверенность на представителя (если документ предоставляете не Вы лично).

  • Свидетельство о госрегистрации права собственности и правоустанавливающие документ на собственность дарителя.

  • Документ БТИ (поэтажный план, кадастровый паспорт, экспликация)

  • Если дарится жилой дом, то необходимо будет предоставить документ на землю.

  • Выписка из домовой книги (свежая, сроком не более одного месяца).

  • Если дарится совместно нажитая недвижимость, то есть то имущество которое было нажито в браке, то потребуется согласие супруга на данную сделку, заверенное нотариусом; либо документ, который подтвердит нахождение имущества в собственности только одного супруга (брачный договор, соглашение о разделе имущества и прочее).

  • Когда недвижимость дарится несовершеннолетним (возраст от 14 до 18 лет), потребуется письменное согласие родителей (усыновителей или попечителей).

  • Разрешение органа опеки и попечительства на дачу законными представителями согласия несовершеннолетним (от 14 до 18 лет), а также гражданам, которые были признан недееспособными.

  • Если в подаренной квартире или доме, проживают находящиеся под опекой или попечительством дети, дети оставшиеся без родителей, то потребуется согласие органов опеки и попечительства на отчуждение собственности.

  • В случае, если недвижимость под залогом - необходимо согласие залогодержателя.

  • Согласие получателя ренты, в соответствующем случае.

  • Ну и конечно же, копии паспортов сторон договора, уплаченные госпошлины.

После того как весь пакет документов будет собран, можно отправляться в территориальное отделение Росрееста или МФЦ. Мало кто знает, что заявление и необходимые документы можно отправить в электронной форме через всемирную сеть (Единый портал государственных и муниципальных услуг).

После того как все документы сдан, ждите назначенной даты получения документов после их регистрации. Вы получите договор дарения с отметкой о госрегистрации (для договоров, оформленных до 1,032013) и то самое свидетельство о праве собственности.

Регистрация права собственности  на недвижимость при получении наследства.

Ваш родственник умер и оставил наследство. Как же оформить его наследство?

Если Вы уверены в том, что Вы единственный наследник (нет других претендентов на получение, нет завещания), и (или) готовы пройти все бюрократические проволочки, для получения недвижимости, то для начала Вам понадобиться документ, который зафиксирует смерть наследодателя. Свидетельство о смерти предоставляет ЗАГС, после того как Вы предъявите справку из медицинской организации, подтверждающую смерть человека (либо решение суда о признании человека умершим или пропавшим без вести).

Потом умершего нужно будет снять с регистрационного учета в паспортном столе (на основании свидетельства о смерти). В паспортном столе Вам дадут 2 очень важных документа: справку, в которой содержится адрес проживания наследодателя на момент смерти и вписку из домовой книги.

И вот у Вас на руках уже три документа. Если Вы являетесь наследником по завещанию, то в дальнейшем Вам необходимо будет предъявить только паспорт. Если же Вы наследник по закону, то в данном случае нужно будет доказать Ваше родство (например, свидетельство о браке с умершим, свидетельство о рождении, о разводе и прочее).

Дальнейшим шагом на пути оформления наследства станет фактическое принятие недвижимости и обязательств по ней. То есть Вы должны будете оплатить (если таковые будут) все долги умершего, вступить во владение имуществом, содержать и обеспечивать сохранность имущества.

Дальше нужно обратиться к нотариусу. Пакет документов для нотариуса:

  • паспорт;

  • свидетельство о смерти;

  • документы о праве собственности умершего на имущество;

  • завещание (либо документы подтверждающие Ваше право наследования);

  • справку из паспортного стола, которая подтверждает место наследования;

  • при необходимости, доверенность на человека, который действует от имени наследника;

  • также могут потребоваться документы, подтверждающие отсутствие обременений на квартиру или земельный участок.

При обращении к нотариусу наследники также оформляют соответствующее заявление. По истечении полугода, после Вашего обращения к нотариусу, Вы получите свидетельство о праве на наследство.

И в заключении, на основании свидетельства о праве на наследство, Вы уже можете переоформить недвижимость на себя. Для этого Вам нужно будет обратиться в Росреестр со следующими документами:

  • заявлением о проведении регистрации;

  • паспортом;

  • квитанцией об уплате госпошлины;

  • кадастровым паспортом объекта недвижимости.

По истечении 10 дней после обращения в Росреестр В получите Ваше свидетельство о праве собственности на соответствующую недвижимость.

Государственная регистрация прав при разделе общего имущества супругов.

Раздел имущества между бывшими мужем и женой может осуществляться как по их соглашению (устному, письменному или же нотариально удостоверенному), так и в судебном порядке.

Какова процедура регистрации прав по соглашению между супругами?

Необходимо будет собрать и предоставить следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности (или права одного из супругов, которому переходит собственность);

  • заявление о государственной регистрации прекращения права совместной собственности;

  • квитанции об уплате госпошлины;

  • соглашение о разделе общего имущества супругов (в двух экземплярах подлинниках, либо (если заверен у нотариуса) подлинник и копия);

  • при необходимости, документы подтверждающие полномочия представителя одного из заявителей.

Если раздел имущества осуществлялся через суд, то вместо соглашения о разделе имущества, нужно будет предоставить  копии решения суда (в двух экземплярах) и документ удостоверяющие личность заявителя.

Регистрация права собственности на имущество, безусловно, не ограничивается сделками описанными выше. Поэтому в следующей части будут рассмотрены разнообразные  нюансы оформления документации при покупке недвижимости (договор купли-продажи, договор долевого строительства, жилищно строительный кооператив), при обмене (договор мены), при ипотеке (под залог недвижимости).

Автор: Анна Кондаурова
17.11.2015

Оставить комментарий

Рейтинг@Mail.ru